И снова Восток
Похоже, в Город возвращается мода на Восток (ура!). По крайней мере, это уже третья за небольшой отрезок времени выставка на Восточную тему. Еще, кажется, недавно киевляне любовались буддийскими сокровищами из частных коллекций в музее Ханенко, а также шикарными китайскими кимоно в Планетарии. И вот, накануне китайского нового года, все тот же Музей искусств им. Богдана и Веры Ханенко презентует новую экспозицию, посвященную на сей раз Китаю. В отличие от яркого «планетарного» перфоменса это мероприятие порадует скорее более консервативных ценителей искусства. Формат выставки вполне музейный.
Зато большинство экспонатов – подлинники из фондов. Вообще-то киевскому музею есть чем похвастаться – его коллекция китайской живописи считается одной из крупнейших в Европе. Чему немало способствовала удивительная женщина – Таисия Павловна Жаспар-Филлипови. Русская эмигрантка и вдова дипломата, после смерти мужа она вернулась на Родину. Проживала в Киеве и завещала семейную коллекцию китайской живописи киевскому музею. Так что на выставке представлена лишь маленькая толика этой громадной коллекции.
Что же касается странного названия выставки «Цветы и птицы» – это довольно вольный перевод словосочетания «Хуань няо». Так называлось одно из направлений китайской живописи. В искусстве традиционного Китая все было строго регламентировано. Художники рисовали либо «Людей и предметы», либо «Горы и воды», либо «Хуань няо» – то есть цветы, растения, птиц, а также различных зверушек.
Этот художественный стиль сформировался в Китае еще в легендарную эпоху Тан (618 – 907 г.). Странная была эпоха, особенно как для Китая, который обычно ассоциируется с чет-то крайне организованным, упорядоченным и бюрократичным. Этот период истории начинался воистину как «золотой» век Поднебесной, а закончился, прямо скажем, лихо. Императорский двор заполонили временщики и фавориты, в провинциях бунтовали местные начальники, землю опустошали взбунтовавшиеся армии, поджимали и варвары с севера…
И самое потрясающее: на фоне всего этого китайцы старались словно не замечать краха империи – поголовно пили вино, любовались цветущими хризантемами, восхищались природой, спорили о смысле жизни, становились отшельниками в далеких горах. Некоторые бросали службу, дом и вековые традиции.
Конечно, впоследствии пришла новая, более жесткая династия, которая твердой рукой навела железный китайский порядок. Но именно беспечному, мистическому и пьяному периоду Тан Поднебесная обязана, наверное, самым ценным своим достижением – китайской культурой! Именно тогда происходит становление Фэн-шуя и Дзэн-буддизма, Шаолиня, появляются конфуцианские экзамены для чиновников, а также легендарная китайская поэзия, живопись и символика.
Собственно говоря, с тех далеких времен у китайцев сформировалось довольно специфическое отношение к изображению природы. Если для нас эти свитки, вышивки, веера – просто замечательные произведения искусства, то для китайцев все это имело глубоко символическое значение. Согласно учению Фэн-шуя, почти каждое растение, цветок и прочие проявления мироздания несли в себе символическую нагрузку. Так что большинство этих изображений создавались либо для пожелания удачи, либо для ее привлечения.
Например, пион обозначал величие и успех в чиновничьей карьере, бамбук – благородство и несгибаемость, лотос – чистоту, хризантема – творческое начало. Птицы и животные тоже наделялись смыслом: курица – плодородие, цапля – долголетие, сорока – счастливая весть, пара уток-мандариновок – счастливый брак. Особой популярностью пользовалось изображение мифической птицы Феникс, обозначавшей осуществление всех благ.
Так что стоит, наверное, заглянуть на эту цветущую выставку. Возможно, среди манерных белых цапель, розовых лотосов, зимних голубых сорок, роскошных пионов, влюбленных кроликов и дерзких котов и вам улыбнется древнее фэн-шуйское счастье.