Экскурсии и туры по Киеву и окрестностям
Тайны киевских масонов
Экскурсия по историям злачных мест Киева
Киев город ведьм
На главную

Киев - туры, экскурсии, достопримечательности Киева


«Исторический путь»

путь от Михайловского монастыря к Софии

путь от Михайловского монастыря к Софии

Проект начала ХХ века осуществлен только частично
Иногда можно услышать мнение, что в Киеве чересчур много официальных исторических памятников. На самом деле, как для города, где памятника удостоен каждый второй князь и, наверное, каждый третий гетман, памятников в Киеве катастрофически мало. Эта проблема считалась актуальной и в начале ХХ века, когда в 1909 г. состоялось Учредительное заседание отделения Имперского Русского Военно-исторического общества в Киеве. Участники собрания единогласно высказались за создание между Софией Киевской и Михайловским монастырем так называемого «Исторического пути» – величественного пантеона более чем из 20 памятников выдающимся деятелям истории. В последствии из-за стесненных финансов размах умерили. На «Историческом пути» было решено оставить памятники основателям Киева, вещему Олегу, княгине Ольге, Святославу Игоревичу и Ярославу Мудрому. Но, увы, отсутствие средств и бесконечные споры инициаторов проекта и отцов города о том, каких личностей увековечивать и в каком духе – художественном или назидательном – трактовать их образы, привели к тому, что замысел так и не воплотился. В результате состоялся только памятник княгине Ольге работы молодого скульптора И. П. Кавалеридзе.

памятник княгине Ольге

памятник княгине Ольге

Ситуация усугублялась постоянными протестами общественного комитета по сооружению памятника Т. Шевченко, участники которого небезосновательно предполагали, что городские власти поддерживают идею «Исторического пути» только для того, чтобы не допустить сооружения в центре города памятника «государственному и национальному анархисту» – по словам тогдашнего генерал-губернатора Ф. Трепова. В результате оба проекта не состоялись. И сторонники, и противник «Исторического пути» дружно обрушились на Кавалеридзе, одни – считая его скульптуру воплощением закостенелой державно-патриотической пропаганды, другие -уверенные, что именно он, своими слишком авангардистскими взглядами на скульптуру отвернул начальство от проекта. И.П. Кавалеридзе тяжело переживал эту ситуацию и даже подумывал оставить занятие скульптурой, но потом все-таки увлекся новым проектом.

Идеи, похожие на «Исторический путь», в последствии формулировались разными киевскими властями, но с тем же результатом.
... и от Софии к Михайловскому монастырю

... и от Софии к Михайловскому монастырю